Рост процессов управления продуктом
Подобно операциям в области продаж и маркетинга, управление продуктом — это дисциплина, ориентированная на повышение эффективности, использование аналитики для лучшего принятия решений и улучшение связи между продуктом и остальной частью организации.
Итак, насколько распространено управление продуктами? Около трети (32%) менеджеров по продуктам заявили, что в их компании есть какая-то специальная должность по управлению продуктами.
Мы знаем, что управление продуктами часто становятся необходимыми по мере того, как компании масштабируются, а продуктовые компании развиваются, поэтому неудивительно, что управление продуктами более распространены в крупных компаниях, чем в более мелких. Продуктовое управление существуют примерно в одной трети компаний в целом.
Этот процент возрастает до 40% в компаниях, в которых работает от 1000 до 10 000 сотрудников. Однако явными лидерами здесь являются крупные корпоративные компании. Почти половина (45%) компаний со штатом более 10 000 сотрудников имеют ту или иную форму специализированного продуктового управления.
На вопрос:" Компании, в которых есть менеджер по продукту или команда, сегментированы по размеру компании?"
Точно так же управление продуктом, чаще встречается в более крупных продуктовых командах. Более 50% продуктовых команд, состоящих более чем из 100 человек, имеют ту или иную выделенную позицию (роль) по управлению продуктом. Напротив, только 18 % продуктовых команд, состоящих менее чем из 5 человек, имеют такую роль.
Ответы и сегментация в зависимости от размера продуктовой команды.
Роль продуктового управления
За что отвечают менеджеры продуктов, может сильно различаться в зависимости от продукта, компании и отрасли. Во многих процессах, они являются "швейцарским армейским ножом" в развитии продукта, поддержания команды с помощью улучшений процессов, ответсвенности за аналитику продукта, применения лучших практик и экспериментов.
Две наиболее распространенные обязанности по развития продукта, являются «улучшение коммуникации между командой продукта и заинтересованными лицами (стейкхолдерами)» и «повышение эффективности работы команды продукта». Тем не менее, респонденты нередко сообщают, что люди, работающие с продуктом, выполняют несколько обязанностей, а в некоторых случаях — все обязанности, перечисленные здесь.
Например, один из респондентов ответил, что их команда по развитию продукта отвечает за ошеломляющий список действий, включая «сравнительный анализ (benchmarking), продажу ценности, позиционирование продукта, техническую поддержку клиентов, анализ рынка и разработку приложений».
В то время как менеджеры по продукту работают над разработкой продукта и управляют своими дорожными картами, менеджеры по продукту в буквальном смысле делают все остальное.
Проведя анализ ответов на вопрос: "За что отвечает ваш менеджер по управлению продуктом?
Получились следующие результаты:
58% - За улучшение коммуникации между стейкхолдерами и продуктовой командой
56% - Увеличение производительности команды продукта43% - Обучение внутренних подразделений возможностям продукта
42% - Владение и управление технологическим стеком разработки продукта42% - Владение и управление продуктовой аналитикой
42% - Создание инструмента (цикла) сбора обратной связи от клиентов
Ценность от управления продуктом
Влияние продуктовых команд на их организации можно увидеть в данных, включенных в этот отчет. Мы рассмотрели влияние управление продуктом на вопросы, связанные с согласованием, автономией (независмостью) и подотчетностью.
Результаты убедительны. Продуктовые компании с выделенной командой по развитию продукта чувствуют себя более связанными со своими организациями, получают большую автономию в принятии решений и больше доверяют своим коллегам в чтении дорожных карт, которые они им предоставляют.
58% - компаний, в которых есть выделенный менеджер по продукту или команда, получают большую самостоятельность в принятии решений
50% - компаний с менеджером по продукту или продуктовая команда, ощущает себя от «очень» до «чрезвычайно» связанной со своей организацией
25% - компаний с менеджером по управлению продуктом или командой, внутренние стейкхолдеры читают дорожные карты «часто».
Привлечение клиентов и рост за счет продукта
Привлечение клиентов меняется. То, что когда-то было процессом привлечения, которым руководили отделы продаж и маркетинга, эволюционировало, отражая изменения в том, как люди покупают продукты. Люди стали скептически относиться к продажам. Их цифровая среда перенасыщена рекламой. Решая, что они хотят купить, люди скорее займутся самообразованием, чем будут общаться с продавцом. Они скорее попробуют бесплатную пробную версию, чем посмотрят рекламу.
Все это привело к возникновению изменений, основанного на продукте, подхода к росту, который ставит продукт в центр всего, что делает бизнес. До сих пор в этом отчете мы видели явные признаки того, что продуктовые команды делают больше, чем просто разрабатывают продукт. Они также заботятся о том, чтобы их команды, работающие с клиентами, направляли сообщения о продуктах и запускали пилотные функции. Короче говоря, продуктовые команды помогают своим компаниям приобретать новых клиентов.
Отвечая на вопрос: "Кто устанавливает продуктовую стратегию? Другими словами, кто оказывает наибольшее влияние на то, что будет указано в дорожную карту?
44% - Топ-менджмент
43% - Продуктовые лидеры (Вау!)
6% - Руководитель Департамента продаж
4% - Руководитель маркетинга
N.B.
Есть куда стремится нашим компаниям )
Влияние на дорожную карту продукта
По мере того, как многие компании переходят к продуктовому подходу в развитии бизнеса, все больше и больше полномочий по принятию решений возлагается на продуктовые департаменты. Действительно, многое из того, что бизнес расставляет по приоритетам, определяется работой продукта, будь то понимание потребностей клиентов до выявления технологических ограничений.
Это изменение отражено в том, кто больше всего влияет на дорожную карту. Здесь мы видим, что лидерство по продукту делит большую часть влияния с исполнительным руководством, примерно по 44% на каждого. Влияние продукта на их собственные дорожные карты увеличивается по мере роста компаний. Лидерство в продукте, скорее всего, окажет наибольшее влияние на дорожную карту в компаниях, в которых работает более 10 000 человек. Напротив, влияние исполнительного руководства на дорожную карту уменьшается по мере роста компаний. Руководители имеют огромное влияние на дорожную карту в компаниях с менее чем 20 сотрудниками.
Кто больше всего влияет на дорожную карту, также влияет на то, как часто ее читают. Например, дорожные карты, на которые больше всего повлияла либо команда разработчиков, либо команда маркетинга, скорее всего, будут читать «часто». Напротив, дорожные карты, на которые больше всего повлияло либо высшее руководство, либо руководство по продажам, скорее всего, будут читать «редко».
Вопрос: "Кто определяет продуктовую стратегию? Размер вашей компании, в которой вы работаете?
Процент влияния продуктовых команд растет с ростом кол-ва сотрудников в компании!
Как компании, ориентированные на продукт, привлекают клиентов
Много усилий уходит на привлечение нового клиента. Проведение переговоров с клиентами. Маркетинговые кампании. Бесплатные пробные версии и работа в приложении. Мы спросили продакт-менеджеров, что, по их мнению, больше всего повлияло на привлечение клиентов. Опыт использования продукта был самым популярным ответом (40%), а продажи были на втором месте с 32%.
Это просто вопрос того, что продукт "трубит о себе" (сам себя продает)? Возможно, но это также представляет собой изменения в том, как продаются продукты, особенно в таких отраслях, как компьютерное программное обеспечение. Прошли времена телефонных звонков. Теперь многие продуктовые компании стремятся создать продукт, который будет продаваться сам по себе.
Вопрос: " Какое самое большое влияние оказало на привлечение клиента?
40% - Опыт взаимодействия с продуктом
32% - Проведение переговоров, продажи
17% - Маркетинговые компании
11% - Другое/Неизвестно
N.B.
Кажется цифры показывают факт, что "продукт продает себя сам". Но если подобный вопрос задать представителям департаментов продаж или маркетинга, не ошибусь, что что смещение процентов будет в сторону продаж и маркетинговых усилий )
Измерение успеха роста продукта
Показатели, на которые продуктовые команды полагаются, чтобы оценить успех своих продуктов, необходимо посмотреть на тактику компании привлечения клиентов. Например, как приоритизация показателей продукта, таких как использование функций и коэффициент принятия (adoption rate) , может указывать на то, что компания сосредоточена на оптимизации своего пользовательского опыта. Ориентированные на клиента показатели, такие как уровень удержания (retention rate) и показатель NPS (net promoter score), вместо этого может предложить , чтобы компания сконцентрировалась на создании "выдающегося" процесса поддержки клиентов.
Вопросы: "Какой самый ключевой фактор в привлечении клиентов ?
Какие ключевые метрики успеха продукта в вашей команде?
Бизнес-ориентированные метрики
Продуктовый опыт - 33% Продажи - 36% Маркетинг - 22%
Клиенто-ориентированные метрики
Продуктовый опыт - 47% Продажи -26% Маркетинг - 19%
Продуктовые метрики
Продуктовый опыт - 45% Продажи -32% Маркетинг - 13%
Менеджеры по продукту, которые используют либо метрики продукта или ориентированные на клиента, в качестве основных показателей успеха, скорее всего, скажут, что качество продукта оказало наибольшее влияние на привлечение клиентов.
Для менеджеров по продуктам, которые полагаются на бизнес-ориентированные показатели (стоимость привлечения клиентов, средний доход на пользователя), разговоры о продажах вытеснили опыт использования продукта, поскольку они имеют наибольшее влияние на привлечение клиентов.
Что происходит, когда мы сегментируем данные по отраслям? Вы можете найти полную разбивку на прилагаемой диаграмме. Опыт работы с продуктом оказывает большее влияние на такие отрасли, как производство и образование. Проведение переговоров и продажи оказывают большее влияние в таких отраслях, как компьютерное программное обеспечение, маркетинг и реклама, а также финансовые услуги. Маркетинговые кампании имеют значительный вес в таких отраслях, как розничная торговля, средства массовой информации и развлечения, а также отдых, путешествия и туризм.
Тренды в 2022
Каждый год мы связываемся с менеджерами по продуктам и выясняем, какие у них самые большие проблемы. В прошлом году, когда многие компании и сотрудники только начинали приспосабливаться к удаленной работе во время пандемии, менеджеры по продуктам сообщили нам, что достичь консенсуса в отношении развитии продукта оказалось труднее всего.
В этом году, хотя достижение договоренностей по-прежнему входило в тройку главных задач, планирование и приоритизация новых предложений (развития функционала) впервые за три года заняли первое место. Здесь может быть несколько вещей. Во-первых, компании перезагружаются.
Они приспособились к новой "нормальности". Они снова нанимают. После странного года, продуктовые команды подтверждают свои амбиции. Следовательно, больше приоритетов для "жонглирования" (креативности в управлении) больше, чем когда-либо прежде.
Во-вторых, как показывает этот отчет, продуктовые команды все больше вовлекаются в другие части бизнеса, такие как привлечение клиентов и выход на рынок. Из-за возросшего набора обязанностей и ожиданий многим продуктовым командам может быть сложно правильно расставить приоритеты.
Вопрос: "Какой самый большой вызов в продуктовом менеджменте?
22% - Планирование и приоритезация инициатив
21% - Формирование приоритетов дорожной карты без обратной связи
20% - Установление договоренностей в развитии продукта
14% - Взаимодействие с другими департаментами
11% - Донесение продуктовой стратегии
8% - Управление продуктовым бэклогом
Бюджеты 2022
"Имея больше на тарелке, чем прежде" (With more on their plate than ever before) - больше дел, чем когда-либо прежде, на что продуктовые команды выделяют большую часть своего бюджета на 2022 год? Как выясняется, что продуктовые команды ищут помощи.
В прошлом году только 20% менеджеров по продукту сказали, что найм персонала
был статьей бюджета номер один. Мы знаем, что 2020 год был годом, когда многим компаниям пришлось приостановить найм сотрудников из-за глобальной пандемии и ограниченного бюджета.
В этом году найм — это, безусловно, главная задача отделов подбора персонала, на которую выделяют свой бюджет. Это обнадеживающий знак, свидетельствующий о том, что, по крайней мере, в некотором смысле деловой мир снова встает на ноги.
Вопрос: "Куда вы направите большую часть вашего бюджета в 2022 году?"
37% - найм персонала
22% - закупка инструментов для управления продуктом
16% - привлечение клиентов
14% - развитие персонала
11% - другое
Найм персонала
Учитывая, что найм сотрудников является основной задачей, на которую продуктовые команды направляют свой бюджет, на какие должности они больше всего хотят нанять? Неудивительно, что менеджер по продукту является наиболее востребованной позицией, за которой следует роль cтаршего менеджера по продукту (Senior Product Manager). Несмотря на то, что прием на работу был приоритетом бюджета номер один, мы все равно обнаружили, что почти четверть респондентов (23%) заявили, что их компания не будет нанимать сотрудников в этом году.
Вопрос: "На какие продуктовые менеджерские позиции, вы будете набирать в 2022 году?
52% - Менеджер продукта
30% - Старший менеджер продукта
27% - Product owner
23% - Мы не будем нанимать в этом году
22% - Ассистент менеджера по продукту
16% - Продуктовый аналитик
12% - Директор по продукту
10% - Операции с продуктом
6% - Вице-президент по продукту
4% - Другое
3% - Chief Product Officer (CPO)
Заключение
В течение многих лет компании придерживались директивного подхода к разработке продукта. Высшее руководство устанавливало приоритеты, а продуктовые команды занимались ими. Поскольку задачи делегировались высшим руководством, сотрудничество между командами оказалось затруднено. Изоляция команд друг от друга была обычным явлением.
Это меняется. Еще до того, как глобальная пандемия вынудила многие компании отказаться от некоторого контроля над трудовой деятельностью своих сотрудников, продуктовые команды начали обретать более сильный голос в своих организациях. Менеджеры по продуктам по своей природе одержимы клиентами, и топ-менеджмент осознал ценность того, что одержимость клиентами проникает во все команды и определяет их бизнес-стратегию. Развитие продуктового подхода началось.
В 2019 году Gartner сообщила, что 85% опрошенных организаций внедрили или намерены внедрить модель продукто-центричности в развитии. Данные в этом отчете дают представление о том, как происходит эта цифровая трансформация. В этом отчете показано, что степень, в которой продуктовые команды связаны со своими организациями и имеют карт-бланш на принятие собственных решений, напрямую влияет на их способность успешно выводить продукты на рынок. В эпоху обострения конкуренции и частых не прогнозируемых изменений (disruption) для продуктовых команд, как никогда важно оказывать влияние на свои организации.
Мы хотим поблагодарить всех, кто участвовал в подготовке этого отчета. Мы надеемся, что информация, собранная в этом году, поможет компаниям по всему миру осуществить цифровую трансформацию с помощью продуктовых команд.
Annie Dunham
VP of Product, ProductPlan
Приложение "Методика проведения исследования"
Опрос о состоянии управления продуктами в 2022 году проводился в течение октября 2021 года. Он был разослан подписчикам на информационный бюллетень ProductPlan и распространялся по электронной почте и в других сообществах по управлению продуктами. Мы получили более 2000 ответов.
Оригинал исследования вы можете скачать и прочитать в оригинале с сайта компании
Комментарии
Отправить комментарий