Как быстро собрать прототип (MVP) продукта для проверки идеи, гипотезы? Кейсы мировых компаний. Виды MVP

Оцените, насколько хорошо вы знаете инструменты быстрой проверки гипотез / MVP?




0 - нулевой
1 - базовый
2 - средний
3 - продвинутый


Инструменты проверки гипотез

  • Презентация (Питч MVP)

  • Бумажный прототип

  • Снять видео-ролик о будущей работе сервиса

  • Посадочная страница (Landing page)

  • A/B - тесты

  • Кликабельный прототип (Например в Figma) 

  • Взять оборудование или софт на тест

  • Краудфандинг

  • Ручной MVP из существующих сервисов

  • Zero-coding


Что такое MVP?

MVP (от англ. minimum viable product — минимально жизнеспособный продукт) — простейший работающий продукт, с помощью которого проверяют спрос до полномасштабной разработки.

Такой подход страхует от невостребованности конечного продукта и, как следствие, пустой траты времени, денег и человеческих ресурсов на разработку ненужных функций. MVP позволяет минимальными усилиями собрать информацию, чтобы доработать продукт под запросы целевой аудитории или вовсе от него отказаться.

То есть MVP это недопродукт?

Ни в коем случае. Ключевой критерий MVP заключается в том, что с его помощью ваш пользователь уже может решить свою проблему. 

Если он приходит к вам, чтобы превратить базу данных в веб-страницу, то ваш сервис уже должен предоставлять такую услугу, даже если на сайте ещё нет дизайна и есть всего одна кнопка. И наоборот, красивый неработоспособный сайт не может считаться MVP, так как основную функцию он не выполняет. Такой вариант реализации называется прототипом.



Основная ошибка при создании MVP

Чаще всего, создавая продукт, компании пытаются сразу учесть все нюансы и возможные потребности пользователей. Они сразу продумывают все возможности для масштабирования, проектируют идеальную базу данных и в итоге тратят на это много времени и кучу денег.

Этот процесс выглядит примерно так:


В чем же ошибка?
При таком подходе вы сможете узнать, нужен ли ваш продукт клиентам только в самом конце его разработки. И если вы допустили концептуальную ошибку, то для её устранения придется вносить в продукт изменения и опять тратить время и деньги на проверку жизнеспособности новой идеи.

А как надо?

Чтобы избежать лишней работы и ненужных затрат, создается MVP продукта.

Развивать его начинают, только если клиенты уже подтвердили ценность базовых функций. Короткими итерациями его превращают в большой продукт с множеством функций.

Этот процесс выглядит примерно так:



Почему скейт?

Удивились, что создавая машину, мы начали со скейта?

Есть ещё вот такой вариант:


Как вы думаете, какой из них правильный?
Выберите вариант MVP, который вам нравится больше, и объясните, почему именно он.


vs.


N.B.
Ответы можете направлять в комментарии к этой статье или написать мне в Телеграм @retyreg


Убедитесь, что не забыли про V

Буква V в аббревиатуре MVP означает «жизнеспособный». Важно делать именно такие продукты, иначе вы будете тратить время впустую.

Формируя MVP, всегда держите в уме, для кого и какую именно проблему вы решаете своим продуктом. И перепроверяйте, действительно ли предложенное вами решение способно решить проблему клиента. Не исключено, что вас может занести в сторону.

MVP. Кейсы мировых компаний

Прежде чем разбираться в способах сформировать минимальный продукт, давайте вдохновимся историями всемирно известных компаний. Дальше вы узнаете, как создавали МVP:

  1. Zappos

  2. Dropbox

  3. Groupon

  4. Airbnb

  5. TilliOnline.ru :)


Zappos

Пожалуй, самый известный кейс создания MVP — это интернет-магазин Zappos

Сейчас это крупнейший в мире продавец обуви в онлайне. В 2009 году Amazon купил компанию за $850 млн. А начиналось всё в 1999 году с простого MVP

Давайте разберем, что входило в минимальную версию продукта и почему.

Zappos. MVP

Когда открывался Zappos, не было понятно, нужен такой продукт рынку или нет.

Поэтому его основатель Ник Суинморн не стал закупать обувь, делать сложный сайт с возможностью быстро добавлять новые модели, договариваться со службой доставки и т.д.

Для начала он решил проверить спрос. Ник пошел в ближайший магазин обуви, сфотографировал там имеющиеся в наличии пары, вывесил их на простейший сайт и начал его рекламировать только в своем районе.

Когда клиент оставлял заявку на обувь, то он просто шел в магазин, покупал эту пару обуви и сам нес её клиенту для примерки. И если заказчика всё устраивало, он совершал продажу, а если нет, то возвращал обувь обратно в магазин.

Zappos. Чем это помогло?

В таком подходе к формированию MVP есть несколько существенных преимуществ:

  1. Экономия времени. Сфотографировать обувь в магазине и создать минимальный сайт займет не более дня. А подписание договора с поставщиками, ожидание доставки и размещение множества коробок с обувью разных размеров у себя дома или на складе — не меньше недели. 

  2. Экономия денег. Не пришлось арендовать склад, платить за обувь и вообще рисковать деньгами. Вы потратили только своё время и силы.

  3. Проверка спроса. Можно было убедиться, нужен ли данный продукт рынку, потому что текущая реализация полностью решала потребности клиентов.

Проверка бизнес-процессов. Продукт на стыке онлайна и офлайна содержит в себе много рисков с точки зрения выстраивания всех процессов. К примеру покупателя может не оказаться дома в момент доставки. Что делать в этом случае? Ответить на этот вопрос проще, если вы пройдёте весь цикл работы самостоятельно, а не будете автоматизировать его сразу же.


Dropbox. Кейс

Dropbox начинал как сервис облачного хранения файлов. На тот момент такого решения на рынке не было, но основатель Дрю Хьюстон считал, что такой сервис точно необходим пользователям.

В отличие от Zappos имитировать работу сервиса было крайне сложно, поэтому команда выбрала другой подход.

Dropbox. MVP

Команда Dropbox сняла видео, которое объясняет пользователям, как будет работать сервис и какие проблемы он решает.

В итоге за одну ночь на анонсы Dropbox подписались более 70 000 человек. Это показало востребованность продукта на рынке, и команда смогла со спокойной душой погрузиться в создание самого сервиса.


Чем это помогло?

Как и в случае с Zappos создание MVP позволило:

  1. Проверить наличие спроса на продукт.

  2. Сэкономить деньги и время.

Airbnb. Кейс

Airbnb — крупнейший сервис посуточной аренды жилья. И он тоже начинал свой путь с MVP.

Его основатели Брайан Чески и Джо Геббиа хотели заняться бизнесом, но у них были финансовые проблемы. Им даже было нечем платить за аренду жилья. Это и открыло им новые возможности.

Airbnb. MVP

В 2007 году, когда Брайан и Джо мечтали открыть своё дело, в Сан-Франциско должна была состояться конференция по дизайну. Начинающие предприниматели решили на этом заработать и предложили свою квартиру в качестве дешевого варианта для размещения участников встречи. Они сделали фото своей квартиры и разместили их на простейшем сайте. В итоге на время проведения конференции к ним заселились 3 человека.

Так спонтанно появился MVP Airbnb.

Groupon. Кейс

Известный международный купонный сервис Groupon начинался с самого локального сервиса из всех возможных.

Groupon. MVP
Основатель Эндрю Мэйсон договорился с одной пиццерией о предоставлении купонов на скидку в 50%. Потенциальных клиентов отлавливали прямо в офисном здании, в котором находилась пиццерия. Им предлагали зарегистрироваться на сайте для получения скидки. Так основатели набрали базу из первых 500 пользователей и подтвердили востребованность продукта.

Что важно?

После первого подтверждения спроса на купоны со скидками основатели Groupon не стали сразу же разрабатывать большой и сложный продукт. Они вели сайт на Wordpress и просто публиковали на нём новые акции, а купоны отправляли на почту после того, как пользователь оставлял заявку на сайте.

Это помогло убедиться, что не пиццей-единой живет человек, а значит, их бизнес можно масштабировать и на другие сферы. Только после этого команда начала разрабатывать полноценный купонный сервис в том виде, в котором вы его знаете.


TilliOnline.ru & DDoshkola.ru

Для тестирования востребованности персональных курсов с преподавателем мы запустили посадочную страницу (landing page)


Платформу мы не разрабатывали, а начали тестить спрос на данную услугу. И сделали одностраничник с формой регистрации



Виды MVP

Предлагаю систематизировать полученные из примеров других компаний знания. Давайте разберемся, какие виды MVP бывают и когда их лучше использовать.

Можно выделить много видов MVP, но три самых популярных и ценных из них — это:

  1. Ручной MVP
  2. Pitch MVP
  3. Минимальный технологический продукт

Ручной MVP

Ручной MVP — это минимальный продукт, в котором проблема клиента решается вручную. 

У такого MVP две задачи: 

  • максимально быстро понять, в чём именно для клиента заключается ценность; 

  • убедиться, что за неё готовы платить.

Таким способом сформировать MVP воспользовался Zappos.


Плюсы
  • Основная ценность ручного MVP в том, что вы можете лично понаблюдать, как пользователи на самом деле используют ваш продукт, что для них ценно и где возникают сложности.

  • К томе же, ручной MVP обычно не требует длительной подготовки к началу работы.

Минусы
  1. Не все продукты можно сымитировать вручную. К примеру, сделать ручной MVP Dropbox не представляется возможным.

  2. Требуется время на ручную обработку запросов пользователей.


Выводы
Мы бы рекомендовали использовать этот тип MVP всегда, когда это возможно. Это позволит вам не только сэкономить время и деньги, но и лучше узнать ваших пользователей и понять, как они пользуются вашим продуктом.

Pitch MVP

Pitch MVP подразумевает создание так называемых посадочных страниц, презентаций или видео с информацией о том, что представляет из себя продукт и как он работает.


Ярким примером Pitch MVP является пример Dropbox.


Плюсы
Основное преимущество данного вида MVP — простота реализации. Вам не нужно тратить много времени и денег, чтобы подготовить питч вашего продукта. Обычно достаточно собственных сил, бесплатных ресурсов и одного-двух дней на подготовку и публикацию материалов.

Минусы
  1. Остаются технологические риски. Вы можете просто не реализовать работающую версию продукта, который пообещали пользователям. Это довольно частая история, например, на краудфандинговых площадках вроде Kickstarter и «Планеты.ру».

  2. Вы не проверяете, как именно работает ваш продукт и будут ли клиенты довольны тем, что вы им предложили.

  3. Не все продукты можно проверить с помощью Pitch MVP. К примеру, новый адаптивный поисковый алгоритм сложно показать в таком виде.

Выводы
Pitch MVP отлично подойдет для первых тестов ваших идей. Но после него лучше реализовать другой вид MVP, чтобы проверить в реальности, как работает ваш продукт и как на него реагируют клиенты.

Минимальный технологический продукт

Минимальный технологический продукт подразумевает быстрое создание MVP с применением готовых технологий. 


Реализация, скорее всего, будет неидеальной, но позволит оценить, как часто пользуются вашим продуктом, что заставляет клиентов возвращаться к вам и с чем возникают сложности.


Плюсы

Основное отличие от предыдущих видов MVP в том, что при реализации продукта таким способом вы можете снять не только бизнес-, но и технологические риски.


Минусы

  1. Реализация минимального технологического продукта требует бОльших компетенций, чем ручной или Pitch MVP.

  2. На его реализацию точно потребуется больше времени и денег.

  3. Продукт, скорее всего, будет работать не так идеально, как вам хотелось бы.


Пример

Давайте разберем пример минимального технологического продукта.

Допустим, вы решили запустить поисковую систему для обычных пользователей, которая не будет собирать о них данные и соответственно не будет таргетировать рекламу.

Примером MVP такого продукта может быть использование поиска Google или «Яндекса» во вкладке инкогнито или через VPN.


Выводы

Так как это довольно сложный способ реализовать MVP, то его рекомендуется использовать только после ручного MVP или если другие виды проверок не подойдут.

MVP — не про продукт, а про его функции
Помните, что методика MVP помогает вам проверять не столько продукт целиком, сколько отдельные его функции. Поэтому важно тестировать именно базовые функции и не распыляться на всё остальное.

Чек-лист MVP

Чтобы вы всегда могли проверить, делаете ли вы MVP или уже сбились с пути, мы подготовили для вас специальный чек-лист, который включает в себя несколько вопросов:

  • Можно ли этим воспользоваться потребителю?

  • Ценностное предложение осталось тем же?

  • Целевая аудитория такая же?

  • Это самое простое решение из всех возможных?


Если хотя бы один ответ отрицательный, то это не MVP вашего продукта.


Как определить, что должно быть в MVP?

Мы с вами уже разобрали виды MVP и примеры известных компаний. Теперь надо понять, что должно быть именно в вашем MVP. Для этого существует метод MVP Prioritization.

MVP Prioritization

1. Распишите, какие функции должны быть в вашем идеальном продукте

2. Начертите вот такие оси координат:


3. Разместите перечисленные вами функции на осях «Легко/Сложно» и «Обязательно/Желательно».

4. В итоге у вас получатся четыре сектора. 

  • Обязательное и лёгкое — это ваш MVP.

  • Обязательное, но сложное — скорее всего, дополнительные функции. Как с ними работать, разберем чуть позже.

  • Желательное и лёгкое — это красивости. Сейчас ими заниматься противопоказано, но в дальнейшем они могут быть реализованы.

  • Желательное, но сложное не делаем никогда и ни при каких условиях!


Разберемся, как работает этот инструмент на примере дома. Отобразим на графике какие функции куда попадут.


MVP Prioritization. Дополнительные функции

Если на оси координат у вас появились дополнительные функции, надо постараться разделить их ещё сильнее. Скорее всего, тогда часть из них попадет в MVP, потому что они действительно необходимы для удовлетворения потребностей клиентов. А остальные окажутся просто красивостями, к которым можно вернуться позже. 

Если же функцию нельзя разделить и она остается в зоне дополнительных, попробуйте реализовать MVP без неё. Если такой вариант продукта окажется не востребован, вернитесь к дополнительным функциям и проработайте их. Тоже в формате MVP.


Рефлексия

  • Что узнали нового?
  • Что было самым полезным? Чего не хватило?
  • Что можно взять как инструмент/идею для работы?
Ответьте пожалуйста в комментариях или напишите мне в
Телеграм - @retyreg








Комментарии