Как быстро собрать прототип (MVP) продукта для проверки идеи, гипотезы? Кейсы мировых компаний. Виды MVP
Инструменты проверки гипотез
Презентация (Питч MVP)
Бумажный прототип
Снять видео-ролик о будущей работе сервиса
Посадочная страница (Landing page)
A/B - тесты
Кликабельный прототип (Например в Figma)
Взять оборудование или софт на тест
Краудфандинг
Ручной MVP из существующих сервисов
Zero-coding
Что такое MVP?
MVP (от англ. minimum viable product — минимально жизнеспособный продукт) — простейший работающий продукт, с помощью которого проверяют спрос до полномасштабной разработки.
Такой подход страхует от невостребованности конечного продукта и, как следствие, пустой траты времени, денег и человеческих ресурсов на разработку ненужных функций. MVP позволяет минимальными усилиями собрать информацию, чтобы доработать продукт под запросы целевой аудитории или вовсе от него отказаться.Ни в коем случае. Ключевой критерий MVP заключается в том, что с его помощью ваш пользователь уже может решить свою проблему.
Если он приходит к вам, чтобы превратить базу данных в веб-страницу, то ваш сервис уже должен предоставлять такую услугу, даже если на сайте ещё нет дизайна и есть всего одна кнопка. И наоборот, красивый неработоспособный сайт не может считаться MVP, так как основную функцию он не выполняет. Такой вариант реализации называется прототипом.
Чаще всего, создавая продукт, компании пытаются сразу учесть все нюансы и возможные потребности пользователей. Они сразу продумывают все возможности для масштабирования, проектируют идеальную базу данных и в итоге тратят на это много времени и кучу денег.
Этот процесс выглядит примерно так:
Чтобы избежать лишней работы и ненужных затрат, создается MVP продукта.
Развивать его начинают, только если клиенты уже подтвердили ценность базовых функций. Короткими итерациями его превращают в большой продукт с множеством функций.
Этот процесс выглядит примерно так:
Удивились, что создавая машину, мы начали со скейта?
Есть ещё вот такой вариант:
Буква V в аббревиатуре MVP означает «жизнеспособный». Важно делать именно такие продукты, иначе вы будете тратить время впустую.
Формируя MVP, всегда держите в уме, для кого и какую именно проблему вы решаете своим продуктом. И перепроверяйте, действительно ли предложенное вами решение способно решить проблему клиента. Не исключено, что вас может занести в сторону.Прежде чем разбираться в способах сформировать минимальный продукт, давайте вдохновимся историями всемирно известных компаний. Дальше вы узнаете, как создавали МVP:
Zappos
Dropbox
Groupon
Airbnb
TilliOnline.ru :)
Zappos
Пожалуй, самый известный кейс создания MVP — это интернет-магазин Zappos.
Сейчас это крупнейший в мире продавец обуви в онлайне. В 2009 году Amazon купил компанию за $850 млн. А начиналось всё в 1999 году с простого MVP.
Давайте разберем, что входило в минимальную версию продукта и почему.
Когда открывался Zappos, не было понятно, нужен такой продукт рынку или нет.
Поэтому его основатель Ник Суинморн не стал закупать обувь, делать сложный сайт с возможностью быстро добавлять новые модели, договариваться со службой доставки и т.д.
Для начала он решил проверить спрос. Ник пошел в ближайший магазин обуви, сфотографировал там имеющиеся в наличии пары, вывесил их на простейший сайт и начал его рекламировать только в своем районе.
Когда клиент оставлял заявку на обувь, то он просто шел в магазин, покупал эту пару обуви и сам нес её клиенту для примерки. И если заказчика всё устраивало, он совершал продажу, а если нет, то возвращал обувь обратно в магазин.
В таком подходе к формированию MVP есть несколько существенных преимуществ:
Экономия времени. Сфотографировать обувь в магазине и создать минимальный сайт займет не более дня. А подписание договора с поставщиками, ожидание доставки и размещение множества коробок с обувью разных размеров у себя дома или на складе — не меньше недели.
Экономия денег. Не пришлось арендовать склад, платить за обувь и вообще рисковать деньгами. Вы потратили только своё время и силы.
Проверка спроса. Можно было убедиться, нужен ли данный продукт рынку, потому что текущая реализация полностью решала потребности клиентов.
Dropbox. Кейс
Dropbox начинал как сервис облачного хранения файлов. На тот момент такого решения на рынке не было, но основатель Дрю Хьюстон считал, что такой сервис точно необходим пользователям.
В отличие от Zappos имитировать работу сервиса было крайне сложно, поэтому команда выбрала другой подход.
Команда Dropbox сняла видео, которое объясняет пользователям, как будет работать сервис и какие проблемы он решает.
В итоге за одну ночь на анонсы Dropbox подписались более 70 000 человек. Это показало востребованность продукта на рынке, и команда смогла со спокойной душой погрузиться в создание самого сервиса.
Как и в случае с Zappos создание MVP позволило:
Проверить наличие спроса на продукт.
Сэкономить деньги и время.
Airbnb. Кейс
Airbnb — крупнейший сервис посуточной аренды жилья. И он тоже начинал свой путь с MVP.
Его основатели Брайан Чески и Джо Геббиа хотели заняться бизнесом, но у них были финансовые проблемы. Им даже было нечем платить за аренду жилья. Это и открыло им новые возможности.
В 2007 году, когда Брайан и Джо мечтали открыть своё дело, в Сан-Франциско должна была состояться конференция по дизайну. Начинающие предприниматели решили на этом заработать и предложили свою квартиру в качестве дешевого варианта для размещения участников встречи. Они сделали фото своей квартиры и разместили их на простейшем сайте. В итоге на время проведения конференции к ним заселились 3 человека.
Так спонтанно появился MVP Airbnb.Groupon. Кейс
После первого подтверждения спроса на купоны со скидками основатели Groupon не стали сразу же разрабатывать большой и сложный продукт. Они вели сайт на Wordpress и просто публиковали на нём новые акции, а купоны отправляли на почту после того, как пользователь оставлял заявку на сайте.
Это помогло убедиться, что не пиццей-единой живет человек, а значит, их бизнес можно масштабировать и на другие сферы. Только после этого команда начала разрабатывать полноценный купонный сервис в том виде, в котором вы его знаете.
TilliOnline.ru & DDoshkola.ru
Предлагаю систематизировать полученные из примеров других компаний знания. Давайте разберемся, какие виды MVP бывают и когда их лучше использовать.
Можно выделить много видов MVP, но три самых популярных и ценных из них — это:
- Ручной MVP
- Pitch MVP
- Минимальный технологический продукт
Ручной MVP
Ручной MVP — это минимальный продукт, в котором проблема клиента решается вручную.
У такого MVP две задачи:
максимально быстро понять, в чём именно для клиента заключается ценность;
убедиться, что за неё готовы платить.
Таким способом сформировать MVP воспользовался Zappos.
Основная ценность ручного MVP в том, что вы можете лично понаблюдать, как пользователи на самом деле используют ваш продукт, что для них ценно и где возникают сложности.
К томе же, ручной MVP обычно не требует длительной подготовки к началу работы.
Не все продукты можно сымитировать вручную. К примеру, сделать ручной MVP Dropbox не представляется возможным.
Требуется время на ручную обработку запросов пользователей.
Pitch MVP подразумевает создание так называемых посадочных страниц, презентаций или видео с информацией о том, что представляет из себя продукт и как он работает.
Ярким примером Pitch MVP является пример Dropbox.
Остаются технологические риски. Вы можете просто не реализовать работающую версию продукта, который пообещали пользователям. Это довольно частая история, например, на краудфандинговых площадках вроде Kickstarter и «Планеты.ру».
Вы не проверяете, как именно работает ваш продукт и будут ли клиенты довольны тем, что вы им предложили.
Не все продукты можно проверить с помощью Pitch MVP. К примеру, новый адаптивный поисковый алгоритм сложно показать в таком виде.
Минимальный технологический продукт
Минимальный технологический продукт подразумевает быстрое создание MVP с применением готовых технологий.
Реализация, скорее всего, будет неидеальной, но позволит оценить, как часто пользуются вашим продуктом, что заставляет клиентов возвращаться к вам и с чем возникают сложности.
Плюсы
Основное отличие от предыдущих видов MVP в том, что при реализации продукта таким способом вы можете снять не только бизнес-, но и технологические риски.
Минусы
Реализация минимального технологического продукта требует бОльших компетенций, чем ручной или Pitch MVP.
На его реализацию точно потребуется больше времени и денег.
Продукт, скорее всего, будет работать не так идеально, как вам хотелось бы.
Давайте разберем пример минимального технологического продукта.
Допустим, вы решили запустить поисковую систему для обычных пользователей, которая не будет собирать о них данные и соответственно не будет таргетировать рекламу.
Примером MVP такого продукта может быть использование поиска Google или «Яндекса» во вкладке инкогнито или через VPN.
Выводы
Чек-лист MVP
Чтобы вы всегда могли проверить, делаете ли вы MVP или уже сбились с пути, мы подготовили для вас специальный чек-лист, который включает в себя несколько вопросов:
Можно ли этим воспользоваться потребителю?
Ценностное предложение осталось тем же?
Целевая аудитория такая же?
Это самое простое решение из всех возможных?
Если хотя бы один ответ отрицательный, то это не MVP вашего продукта.
Как определить, что должно быть в MVP?
MVP Prioritization
4. В итоге у вас получатся четыре сектора.
Обязательное и лёгкое — это ваш MVP.
Обязательное, но сложное — скорее всего, дополнительные функции. Как с ними работать, разберем чуть позже.
Желательное и лёгкое — это красивости. Сейчас ими заниматься противопоказано, но в дальнейшем они могут быть реализованы.
Желательное, но сложное не делаем никогда и ни при каких условиях!
MVP Prioritization. Дополнительные функции
Если на оси координат у вас появились дополнительные функции, надо постараться разделить их ещё сильнее. Скорее всего, тогда часть из них попадет в MVP, потому что они действительно необходимы для удовлетворения потребностей клиентов. А остальные окажутся просто красивостями, к которым можно вернуться позже.
Если же функцию нельзя разделить и она остается в зоне дополнительных, попробуйте реализовать MVP без неё. Если такой вариант продукта окажется не востребован, вернитесь к дополнительным функциям и проработайте их. Тоже в формате MVP.
Рефлексия
- Что узнали нового?
- Что было самым полезным? Чего не хватило?
- Что можно взять как инструмент/идею для работы?
Комментарии
Отправить комментарий