Исследование компании "Product Plan". Как менеджеры продуктов влияют на развитие своих организаций? (1 часть)

  В рамках подготовки продолжения курса "B2B продукт. От идеи к реализации", а именно инструментов Дорожная карта (Road Map) и Технологическая Дорожная Карта (Technology Road Map), наткнулся на исследование, которое провела компания Product Plan опросив более 2 000 продакт-менеджеров по всему миру.

Были заданы ряд вопросов и вот некоторые выводы, которые меня заинтересовали.

На вопрос "Как вы делитесь и доносите информацию о текущем статусе развития продукта до внутренних стейкхолдеров?"


62% - Организация и проведение встреч с стейкхолдерами

14% - Ответы на вопросы тет-а-тет

11% - Предоставление доступа и показ "Дорожной карты/Road Map"

10% - Составление отчетов в режиме "ad hoc" по запросу

Таким образом информация о том, что сейчас происходит с разработкой и развитием продукта нужна всегда и доступна всем заинтересованным лицам. 

А на вопрос, как бы вы предпочли предоставлять информацию для внутренних стейкхолдеров проценты сильно поменялись.

И теперь картина стала другой.


45% - Организация и проведение встреч с стейкхолдерами

10% - Ответы на вопросы тет-а-тет

35% - Предоставление доступа и показ "Дорожной карты/Road Map" (В 3 раза!)

6% - Составление отчетов в режиме "ad hoc" по запросу


По сравнению с первым вариантом вы видите, что менеджеры по продукту предпочли, чтобы стейкходеры смотрели "Дорожные карты/Road Maps" 

  • этот % увеличился в 3 раза 
  • почти в 2 раза не хотели бы готовить отчеты под срочные отчеты

Читаем дальше...

  • Необходимы регулярные обновления (апдейты) Дорожной карты с простым доступом к этому документу
  • Создание внутреннего (Intranet) портала с документацией, апдейтами и ссылками на портал поддержки продукта, инструментами обратной связи, аналитики, Road map и т.д.
  • Дорожная карта/Road Map в реальном времени, панель отчетов (Dashboard) + регулярные встречи
  • И комбинация различных инструментов. Регулярные описания релизов, LMS (Learning Management System) с доступом всем сотрудникам из любого офиса, в любое время с последними обновлениями продукта и информации о продукте, обучающие материалы, кейсы использования, советы и лайфхаки.

Ценность для продуктовых команд от автономии?

На вопрос: "Вы чувствуете что ваша команда автономна? Вы не зависимы в собственных решениях?

 

Большинство ответили да, а именно 55%. (Интересно, сколько бы у нас ответили на вопрос об автономности своих команд).

И конечно же это призовем "Капитана Очевидность" ). 

Чем меньше организации, тем больше свободы и автономии они чувствуют.



Мировоззрение порождает автономность

Далее обсуждается риторический вопрос. А автономия - это случайно не разрозненность команд, в особенности в постпандемийную эпоху? Не чувствуют ли дискомфорт команды, которые автономны?

И тут приводится обоснование, что команды по настоящему связанные с другими подразделениями компаний, только в таком случае могут быть "автономны".

Менеджеры продуктов ответившие не уверенно на вопрос: "Автономна ли их команда? Оказываются в ситуации, что у них нет совпадения интересов (Связи) с остальной компанией. 

"Мировоззрение порождает автономию". Когда менеджеры по продукту понимают цели и проблемы своих коллег, они могут использовать эту информацию для принятия собственных решений и быстрого продвижения вперед.

(Здесь как раз напрашивается вывод о синхронизации планов развития продуктов всех команд).

Автономия смягчает хаос противоположных приоритетов

В идеальном мире приоритеты развития продуктов менялись бы редко. Решение проблем требует фокусировки (как это знакомо из практики трекера) и внимания. Команда, вынужденная быстро менять приоритеты, будет уязвима для неэффективной работы и потери морального духа.

На вопрос "Как часто вы меняете приоритеты разработки?


18% - еженедельно

37% - ежемесячно

37% - квартально

5% - ежегодно

3% - Другое

N.B.

(В моем личном опыте, когда объединялись несколько компаний и команд, приоритеты развития менялись именно каждый квартал. С точки зрения развития продукта, когда у нас релизы были привязаны к кварталу - это было не сложно.)

Но вернемся к исследованию. И в нем мы увидим заключение. Чем чаще меняются приоритеты и если, когда команда проудкта автономна в принятии решения, то мы можем сделать вывод, что она больше использует методологию Agile.


Автономия поощряет взаимодействие с стейкхолдерами

Независимые (автономные) команды привлекают внимание заинтересованных сторон и они сами становятся инициаторами более частого взаимодействия с их артефактами (Дорожные карты, Демо продукта, развитие функционала, Обсуждение дизайна и тд)

N.B.
(На собственном опыте внедряя инструменты Agile в компании, которая всегда жила по "каскадной модели (waterfall)* проведение демо по итогам каждых 2-х недель вызывало интерес к этим встречам в том числе со стороны акционеров).

Делается вывод, что автономные команды более здоровые в своем развитии, т.к. им нечего скрывать и стейкхолдеры более склоны доверять, что происходит с продуктом и чаще смотреть на "Дорожную карту".

На вопрос: "На базе того как часто стейкхолдеры взаимодействуют с вашими "Дорожными картами", вы чувствуете, что ваша команада независима?




Странный график, но видимо его необходимо понимать. Чем чаще заинтересованные люди смотрят на "Дорожную карту", тем менее неуверенности команд в своей автономности.

Вывод продукта на рынок

Выход на рынок - это сложный и комплексный процесс. В процессе вывода продукта завязано много ресурсов, отделов компании, ситуации в компании, что происходит на рынке, действия конкурентов и т.д.

Конечно же продуктовая команда определяет дату вывода продукта или очередного релиза. 
Но для этого как минимум:
+Маркетинговый отдел подготовил все документы для поддержки вывода продукта
+Отдел по продажам знает, что продает и может рассказать о фичах продукта
+Отдел поддержки клиентов знает, как помочь клиенту, настроить, разобраться и т.д.

А еще продукт должен быть обвязан юридическими документами, как будет осуществляться оплата, какие проценты получат ресселеры и много других нюансов. 

N.B.
(В моем личном опыте был чек-лист выпуска продукта, который был закреплен в Confluence** и стейкхолдеры имели к нему доступ, чтобы поставить свой апрув (подтверждение) на то, что с их стороны вопросов по выпуску продукта нет).

Согласно исследованию, вот как расположились в процентном соотношении "Кто отвечает за выпуск продукта,нового релиза или фичи"



50% - Продуктовая команда
31% - Топ-менеджмент
12% - Отделы марткетинга и продаж
7% - Другое

(N.B.
Ну что же, если в половине команд по всему миру решение о запуске является прерогативой продуктовой команды - это очень не плохой результат)

Посмотрим теперь распределение процентов в зависимости от индустрии в которых работают продуктовые команды.


Продуктовая команда
60% - Самые высокие проценты это Программное обеспечение, СМИ и развлечения

Топ-менеджмент
40-45% - Больше или равно в Некоммерческих организациях и Производство (интересно почему?) 

Маркетинг
Имеет сильные позиции, что очевидно в индустрии "Маркетинг и реклама"

Продажи 
Только приближаются к 10% в индустрии розничной торговли

Ну что же пойдем дальше.

Продуктовое обучение

Самый лучший продукт в мире бесполезен, если ваши команды, работающие с клиентами, не знают, как сообщить о его ценности. Вот почему многие компании выделяют ресурсы для поддержки продукта, чтобы помочь своим отделам маркетинга, продаж и поддержки клиентов лучше понять возможности своего продукта и его целевых клиентов.

Продуктовые команды, чаще всего, обучают остальные отделы организации новым продуктам и добавляемым функциям.

Цифры из опроса - это подтверждают.



56% - Продуктовая команда
12% - Команда продаж
11 - Отдел маркетинга
10% - Не знаю
11% - Другие

Но далее в исследовании разбирается вопрос, а как частность обучения продуктовой команды других подразделений компании и в частности отдела продаж влияет на дальнейшее увеличение или уменьшение процентов.

На вопрос:"Кто отвечает за обучение вашей команды, работающей с клиентами, новым продуктам и функциям?"


Мы видим, что если

Команда продукта на ежедневной основе вкладывается в обучение подразделений компании, то в 43% она и дальше продолжит обучение клиентов.

Если это будет на еженедельной, ежемесячной и квартальной основе, то % вовлечения увеличивается до 57-59%, что говорит об увеличении нагрузки на ресурсы продуктовой команды по обучению клиентов.

N.B.
Можно ли сделать из этого вывод, что команда продукта должна чаще встречаться с другими подразделениями компании. Мое мнение "И Да и Нет". Почему? В моем опыте, менеджера продукта, мне важно с постоянной регулярностью встречаться с нашими текущими и потенциальными клиентами. Чтобы из первых уст услышать мнение о нашем продукте и собирать обратную связь. А через вторые руки много ценной информации не доходит.

Послание продукта 

На вопрос:"На сколько сильное влияние вы оказываете на послание о ваших продуктах?



Когда дело доходит до того, как сообщается о продукте, продуктовые команды продолжают оказывать свое влияние. Мы спросили продакт-менеджеров, какое влияние они оказывают на обмен сообщениями о продуктах, на что подавляющее большинство ответило либо немного, либо много (83%).

Команды, работающие над продуктом, имеют право голоса в том, как рекламируется их продукт, — это отличный показатель согласованности между командами по продукту и маркетингу. Также отрадно видеть, что так мало менеджеров по продуктам (2%) отвечают, что не имеют никакого влияния.

N.B.
Продуктовая команда, из моего опыта должна предлагать и описывать, какая целевая аудитория и какие цели будет решать с помощью продукта. Команда маркетинга (если еще нет выделенного продуктового маркетолога), отлично помогает с  копирайтингом, работой с площадками, где можно дать рекламу, каналы для увеличения охвата сообщений о продукте можно протестировать, подготовкой презентаций для ивентов и другими активностямию Чаще встречайтесь и обсуждайте. Заранее рассказывайте, какие фичи планируются к выпуску.
Оригинал исследования вы можете скачать по ссылке:

ProductPlan_2022 State of Product Management Annual Report!


Продолжение следует









Комментарии